Воскресенье, 19.05.2024, 03:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Профессиональное училище №50
                            Нижняя Тавда

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Педагогическая мастерская

Главная » Статьи » Мои статьи

А.А. ФЕТ

                                 Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

                                             Не передать того ни другу, ни врагу,

                                             Что буйствует в груди прозрачною волною.

                                                                                            Афанасий Фет

Учитель. С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы судья, профессор – медик, а может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный, серьёзный человек.

  Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного и доверчивого поэта.

  Но Афанасий Афанасьевич Фет не просто поэт, а поэт музыкант, поэт – художник. Удивительно редкий сплав дарований. Вся его поэзия есть отражение удивительнейшего слияния звука, слова и красок.

  Наша задача – выявить это своеобразие фетовских стихотворений. (Зачитывается эпиграф урока, учащиеся записывают его в тетрадях.)

  А ведь Фет прав! Мир ощущений, впечатлений, переживаний столь велик, что порой, кажется, слова теряют вес, значимость.

  Один из критиков сказал: «Мы не знаем стихотворений Фета, составленных не музыкально». В чём заключается эта «музыкальная» особенность, разберём на примере стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».

  (Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»).

  Сообщение учащейся об истории создания стихотворения.

  Вот история создания этого стихотворения. Посвящено оно Татьяне Андреевне Кузьминской, знакомой Фета, женщине обаятельной и живой, с красивым голосом, вошедшей в русскую литературу ещё и как один из прототипов толстовской Наташи Ростовой («Война и мир»). В книге воспоминаний осталась запись: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошёл и попросил повторить.

  Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещённый полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что музыка на него действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

  - Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно.

  На другое утро Афанасий Афанасьевич подошёл молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.

  Это вам в память вчерашнего эдемского вечера».

 

  Далее учащиеся анализируют стихотворения. (Схема анализа на столах учащихся).

  Учитель. Вы заметили, что это стихотворение начинается как лирическая пьеса: сцена – затемнённая гостиная, за её окнами в лунном сиянии сад. Видим рояль, слышим музыку. Хотя в стихотворении ничего не говорится, мы её слышим в звукозаписи.

  Фет часто использует древнейший поэтический приём – аллитерацию (повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков). Сонорные – самые звучные, именно они – (л), (н) – повторяются чаще других согласных.

  Певучесть тексту придают гласные: (и), (а), (о). Это ассонанс (симметрический повтор гласных звуков).

  Вот как писал о звукописи один из первых символистов Валерий Брюсов: «…вся поэзия – в сочетании слов, в комбинации гласных и согласных, в аллитерациях, внутренних созвучиях и т.д. Только это даёт стихам, поэзии ту силу, что она говорит более, чем вообще могут сказать слова. Без этого остаётся проза, пусть «художественная», но проза. Как говорит Фет: «Вот чем певец лишь избранный владеет,

       Вот в чём его признак, и венец.

       Это правда поэзии особого рода – музыкальной».

  Фет очень ценил игру звуков, звуковые повторы, повторы интонационные.

 Анафора (одинаковое начало строк) употреблена в третьей строфе. Союз «и» не только объединяет синтаксические конструкции в одно целое предложение, но и придаёт напевность стихотворению. Напряжённость растёт, о чём свидетельствует следующая анафора – повтор союза «что».

  Мы наблюдаем динамику чувств: от конкретного образа женщины и конкретной музыки к любви к женщине вообще и любви к искусству.

  Конец стихотворения – его кульминация.

  Действительно, стихи Фета мелодичны, музыку к ним писали многие композиторы: Чайковский, Танеев, Варламов, Ребиков, Римский – Корсаков, Балакирев, Золотарёв, Аренский и другие.

  Удивительные стихи у Фета! Когда читаешь, кажется, что слышишь музыкальное сопровождение или сам слагаешь какой – то напев.

  Когда читаю стихотворение «Я полон дум, когда, закрывши вежды…», слышу мелодию Бетховена «К Элизе». Оказалось, что Бетховен – любимый композитор Фета!

 

  Чтение стихотворения преподавателем под музыку Бетховена «К Элизе» стихотворения «Я полон дум, когда, закрывши вежды…».

  Стихи Фета своеобразны. Зазвучавшие музыкальные образы он воплощает в своеобразную словесную форму. Друзья – критики обвиняли его в «грамматическом неряшестве», что мол, пишет, нарушая законы грамматики. Были нападки, были шутки, как у Тургенева, который говорил, что ждёт от Фета стихотворения, в «котором окончательный куплет надо будет передавать безмолвным шевелением губ».

  Блистательная победа над традиционной грамматикой была одержана в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…».

Стихотворение читает учащаяся.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

           Тени без конца,                                                                                                                  

   Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..


Учитель предлагает ученикам обратиться к своим рисункам. Затем поработать с текстом – подчеркнуть ключевые слова как члены предложения.                                                              Вывод:  нетрадиционность, своеобразие стихотворения заключается в том, что состоит оно из одного предложения, в нём нет ни одного сказуемого.

 «Непостижимо непонятный стих…», - так отозвался об этом стихотворении И.С. Тургенев.

  Ничего конкретного! О чём конкретном можно говорить, на чём можно остановиться, когда задачей поэта было запечатлеть момент тончайшего движения души? Влюблённые наедине – замирает от счастья душа и тело, боясь спугнуть таинственность момента, - словами невыразимо то, что чувствуют сердца! Весь мир у ног влюблённых!

  Непонимание друзей Фет позднее объяснил расхождением их во взглядах на сущность искусства.

  Реалист Тургенев считал, что к оценке поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума». Романтик Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты».

  Поэтическая манера стихотворения «шёпот, робкое дыханье…» импрессионистская. Вот что не принял Тургенев.

  Что такое «импрессионизм»?

  Сообщение учащегося.

  Всё началось в 60-е годы 19 века в Париже. В Салоне (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых И. Репин назвал храбрецами, а французская пресса – «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Огюста Ренуара. (Демонстрация слайдов под музыку К. Дебюсси «Облака»).

  Живопись, поэтическое слово, музыка и природа. «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию», - эти слова принадлежать композитору, музыка которого звучит на уроке. Его считают основным представителем импрессионизма в музыке. Это француз Клод Дебюсси. Красочность текуче – подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная тревожность пространства – вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси. Свои музыкальные пьесы он называет «Облака», «Шаги на снегу», «Отражения в воде».

  Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы, раздельные мазки, наложенные на холст, создавали беспримерно трепетную, светлую, воздушную живопись, передающую динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

  Название новому направлению живописи долго не находилось, но вот в Салоне была показана работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», и всем вдруг стало понятно, что в своих работах эти художники передают впечатления от жизни. От французского слова «Импрессион» - впечатление» и пошло название направления в искусстве 19 века – первой половины 20 века – «импрессионизм».

  Вниманию учащихся предлагаются репродукции картин Игоря Грабаря «Февральская лазурь» и «Мартовский снег». Об истории создания картины «Февральская лазурь» художник писал: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы поднять её. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».

  Можно ли сказать, что на картине «Мартовский снег» есть предмет изображения? Нет. Художника привлекло состояние снега. Не подгоняя тона, он густыми мазками наложил краски на холст.

  Импрессионизм не сложился в литературе в направление, но о нём можно говорить как о стиле того или иного писателя, поэта. Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил 20 век, начав удивительную игру со словом, которой ещё не знала поэзия.

  Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Афанасия Фета, - это стремление зафиксировать впечатление от мгновения, «трепет жизни».

  Вторая особенность – предмет изображения. Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это отражение предметов не в целостности, а будто бы в случайных снимках памяти. Перед читателем проходят отдельные обрывки события, но вместе взятые эти отрывки образуют неожиданную цельную, психологически достоверную картину. Получается примерно так, как сказал Л.Н. Толстой: «Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдёшь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление».

  Можно ли сказать, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» написано «мазками»?

  Стихотворение строится на отдельных обрывках события, фиксации окружающих предметов, а получается поэтический рассказ о состоянии влюблённых. Предметы не предметны, есть эскиз, конкретности нет. В поэзии это выражено с помощью особого приёма – психологического параллелизма.

  Стихотворение не закончено, концовка – кульминация. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» положила на музыку Полина Виардо.

  Поиск новых способов художественной выразительности – это одна из важных сторон импрессионизма.

  Послушайте музыку К. Дебюсси «Отражение в воде» и стихотворение Афанасия Фета «Над озером лебедь в тростник протянул…». (Учащаяся читает стихотворение).

  Далее проводится анализ стихотворения «Над озером лебедь в тростник протянул…»,учащиеся рассматривают рисунки.

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

                                                 Зубцами вершин он в заре потонул,                                                                  

    Меж двух изгибаясь небес.

 

И воздухом чистым усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени. – Вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.

 

А мы – на лодке сидели вдвоём,

Я смело налёг на весло,

Ты молча покорным владела рулём,

Нас в лодке, как в люльке, несло.

 

И детская чёлн направляла рука

                                      Туда, где, блестя чешуёй,                                                                                             

 Вдоль сонного берега озера быстро река

Бежала, как змей золотой.

 

Уж начали звёзды мелькать в небесах…

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг,

Куда нас потоком несло!

 

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

                                 Тени без конца,                                                                                            

 Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

 Трудно ли было иллюстрировать данное стихотворение? Да. Стихотворение отражает динамику в природе, в поведении и состоянии человека. Нет чёткости в изображении, ракурс предметов необычен.

  Назовите лексику цветообозначения. (…блестя чешуёй, река бежала змеёй золотой», «…путь краснел» - краски яркие, чистые, сочные. Цвета красный и золотой передают вечерний колорит).

  Способность передавать яркость, красочность природы – это ещё одна общая черта стихов Фета и полотен импрессионистов.

  Художники импрессионисты чаще изображали день, чтобы показать буйство красочной природы. Фет же чаще изображал сумерки, ночь. Но удивляет то, что у Фета, как и у художников, ночь не тёмная, тем более не чёрная. Глагол «краснел» передаёт вибрацию цвета. Словосочетания «вечерние тени», «вечерний мой путь краснел», «начали звёзды мелькать в небесах» отражает игру света и тени. Эпитет «чуткий воздух» также свидетельствует об импрессионистической манере письма, передаёт вибрацию воздуха. В литературоведении есть термин «фетовский пленэр». Его пейзажи воздушны, в них много света.

  Эпитеты «усталая грудь», «покорный руль» можно назвать метафоричными (т.е. построенные на переносном значении слова). Река, по которой плывут двое в лодке, тоже метафора (жизнь «быстро» бегущая). Динамику подчёркивает дважды употреблённый глагол «несло». Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает вершины, кульминации.

 

  Подводим итоги урока.

Что в лирике А.А. Фета позволяет назвать: его поэтом – музыкантом?

Это, конечно же, удивительная звукозапись: аллитерация, ассонанс, внутренние созвучия, анафора.

  Что в лирике А.А. Фета позволяет назвать его поэтический стиль импрессионистским видением мира?

  Это стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни, показать мир в его подвижности; тождество состояния природы и внутреннего мира человека; способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души; поиск новых способов поэтической выразительности.

  Мир ощущений, впечатлений, переживаний безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что происходит в душе, в слово вместить невозможно. Так чувствуем мы, а у поэта это чувство ещё острее и тоньше.


 


Категория: Мои статьи | Добавил: Дарья (15.02.2011) | Автор: Коломейцева Любовь Михайловна
Просмотров: 3341 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск